Я В МИРЕ ПРОФЕССИЙ

Тренинг для подростков

Выбор профессии — наиболее важное решение, которое необходимо принять в подростковом возрасте. К сожалению, многие подростки недостаточно знают о конкретных особенностях каждого вида деятельности и не всегда учитывают свои профессиональные интересы и склонности, выбирая профессию.
Данная программа позволит подросткам в доброжелательной и непринужденной обстановке рассмотреть проблемы профессионального самоопределения.
Во время тренинга молодые люди смогут:
· изучить свои личностные особенности, интересы и склонности;
· получить подробную информацию об учебных заведениях и различных профессиях;
· получить информацию о правилах выбора профессии;
· определиться в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цели и задачи программы. Формирование ответственного отношения к выбору профессионального пути через расширение границ самопознания и получение информации о мире профессий.
Структура тренинга. Программа рассчитана на учащихся 9–11-х классов. Состоит из 14 занятий, которые могут проводиться 1–2 раза в неделю. Занятия включают в себя профориентационные игры и упражнения, теоретические блоки, сюжетно-ролевые игры, беседы, диагностические методики.
Продолжительность занятий. Примерно 35–60 минут в зависимости от сложности предлагаемых упражнений и других конкретных обстоятельств работы.
Условия проведения. Оптимальное количество детей в группе — 10–15 человек. Рекомендуется проводить тренинг, рассаживая участников в круг.
Необходимым элементом каждого занятия является получение от участников «обратной связи».

ЗАНЯТИЕ 1

1. Вводная беседа

Ведущий рассказывает участникам о целях и задачах тренинга. Принимаются правила работы в группе.

2. Знакомство

Участникам по кругу предлагается представиться и рассказать немного о себе.

3. Игра «Самая-самая»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде дается следующая инструкция:
Сейчас вам будут предложены некоторые необычные характеристики профессий, а вы должны назвать те профессии, которые, по-вашему, в наибольшей степени соответствуют данной характеристике. Например, характеристика — самая денежная профессия. Какие профессии являются самыми-самыми денежными?
Участникам предлагаются следующие характеристики:
· самая зеленая профессия;
· самая сладкая профессия;
· самая денежная профессия;
· самая волосатая профессия;
· самая детская профессия;
· самая неприличная профессия;
· самая смешная профессия;
· самая общительная профессия;
· самая серьезная профессия.
Каждая команда дает свои варианты ответов.

4. Игра «Профессия на букву»

Командам предлагаются буквы. Задача участников — написать как можно больше профессий, начинающихся на эти буквы. Желательно не предлагать больше 5 букв, иначе игра перестанет казаться увлекательной.

5. Обратная связь

Участники делятся впечатлениями о занятии.

ЗАНЯТИЕ 2

1. Анкета

Участники заполняют следующую анкету.
Что бы вы хотели получить от тренинга:
· проверить свои способности;
· получить подробную информацию об учебных заведениях;
· определить свои склонности к определенному виду деятельности;
· подробнее узнать о мире профессий;
· получить информацию о том, как правильно выбрать профессию;
· другое.

2. Игра «Мои личные и профессиональные планы»

Каждый участник получает лист бумаги, на котором записывает анонимно свои личные планы на будущее. Затем ведущий собирает листы и перемешивает их, после этого раздает в случайном порядке. На другой стороне листа участники пишут о своих профессиональных планах. После чего полученные результаты зачитываются вслух.

3. Опросник «Как поживаешь?»

Используется с целью рассмотреть в шутливой форме приоритеты для данного подростка различных жизненных ценностей.
Участники получают бланк к данному опроснику.
Участникам предлагаются две пары ценностей из перечня, которые есть в бланке. Им надо определить, какая ценность для них более важна, а какая — менее. К начальному баллу (10) более важной ценности участникам необходимо прибавить 1, а из начального балла менее важной ценности вычесть 1. В дальнейшем все ценности будут либо увеличивать свои баллы, либо уменьшать, приобретая иногда даже отрицательное значение. Это и станет показателем того, что для участников важно в жизни.
Ведущий зачитывает по каждой ценности нормы. Участники соотносят нормы со своими показателями.

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 3

1. Игра «Как здороваются представители разных профессий»

Участники делятся на пары. Каждой паре зачитывается следующая инструкция:
Вам надо изобразить при помощи жестов и мимики, как здороваются представители разных профессий. Остальным участникам предстоит угадать, что за профессию вы изобразили.
Для выполнения данного упражнения участникам раздают карточки с названиями профессий.

2. Анкета

Всем участникам тренинга предлагается заполнить анкету.

3. Игра «Ценностные ориентации»

Ведущий. На прошлом занятии мы заполняли опросник «Как поживаешь?», сегодня вам в командах требуется определить ценностные ориентации различных людей, представляющих собой те или иные социальные стереотипы.
Перечень стереотипов и ценностных ориентаций.

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 4

1. Беседа о самооценке и уровне притязаний

2. Диагностика уровня притязаний

Методика «Моторная проба» Шварцландера.

3. Диагностика самооценки

Методика «Моя самооценка».

4. Обработка и обсуждение результатов диагностики самооценки и уровня притязаний

5. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 5

1. Беседа «Интересы и склонности в выборе профессии»

2. Методика «Карта интересов»

3. Обработка и обсуждение результатов

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 6

1. Беседа

Что мы знаем о мире профессий? Классификация профессий по Климову.

2. Игра «Классифицируйте профессии по типам»

Участники делятся на 2 команды. Каждой команде раздаются карточки с названиями профессий и карточки с названиями типов профессий. Задача участников — классифицировать профессии по типам.

3. Методика «Дифференциальный диагностический опросник» Климова

4. Обработка и обсуждение результатов

5. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 7

1. Теоретический блок

Концепция индивидуальности Голланда.

2. Тест Голланда по определению типа личности

3. Обработка результатов

4. Игра «Соотнесение профессии со школьными предметами»

Участники делятся на 2 группы. Командам надо перечислить и описать профессии, сходные по содержанию с предметами учебного курса, предлагаемыми ведущим. Необходимо определить сходства и различия между содержанием учебных предметов и профессий.

5. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 8

1. Теоретический блок

Правила выбора профессии

· Необходимо изучить как можно больше профессий, определить, какие профессии и специалисты необходимы в регионе, где вы проживаете.
· Важно изучить самого себя (интересы, склонности, способности, темперамент, черты характера, особенности познавательных процессов, здоровье, самооценку, уровень притязаний и др.).
· Следует выбрать наиболее привлекательную, подходящую профессию.
· Подробно изучить выбранную профессию: ознакомиться с профессиограммой, определить формулу профессии, уточнить содержание, условия труда и требования, предъявляемые профессией к человеку. Изучить возможности ее приобретения и перспективы профессионального роста.
· Попробовать свои силы в выбранной профессии (в кружках по интересам, в учебно-производственном комбинате).
· Сравнить полученные знания о профессии со своими возможностями, посоветоваться с родителями, учителями, врачами, психологом, получить квалифицированную профконсультацию.
· При определении соответствия своих профессиональных возможностей требованиям выбранной профессии получить в школе или УПК первоначальную профессиональную подготовку, реализовывать самоконтроль готовности к профессиональному самоопределению.
· При отсутствии указанного соответствия найти запасной вариант профессионального выбора.
· Выбрав для себя будущую профессию, необходимо проявлять настойчивость в реализации намерения и овладении профессией в совершенстве.

2. Упражнение «Профессия — учебное заведение»

Участники делятся на 2 команды. Ведущий называет профессии, а участники должны сказать, где ее можно приобрести — в каких учебных заведениях, на каких курсах и т.д.

3. Упражнение «Факторы, влияющие на выбор профессии»

Участники методом «мозгового штурма» находят факторы, влияющие на выбор профессии. После обсуждения ведущий может добавить факторы, которые не были указаны.

4. Упражнение «Профессия — медицинские противопоказания»

Ведущий называет профессии, а команды — медицинские противопоказания для данной профессии.

5. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 9

1. Теоретический блок

Ошибки и затруднения при выборе профессии

· Отношение к выбору профессии как к выбору пожизненного пристанища, ориентация сразу на профессию высокой квалификации.
· Существующие предрассудки, когда некоторые важные для общества профессии и занятия считаются недостойными, неприличными.
· Выбор профессии «за компанию», чтобы не отстать от друзей.
· Перенос отношения к представителю какой-нибудь профессии на саму профессию.
· Увлечение только внешней или какой-либо частной стороной профессии.
· Отождествление школьного учебного предмета с соответствующей профессией.
· Устарелые представления о характере труда в некоторых сферах производства.
· Неумение разбираться в своих личных качествах, склонностях, способностях, подготовленности.
· Незнание или недооценка своих физических особенностей, недостатков, существенных при выборе профессии.

2. Упражнение «Угадай профессию»

Ведущий просит одного из участников удалиться. В это время все остальные загадывают профессию. Человек, который выходил, должен при помощи наводящих вопросов угадать профессию, загаданную в кругу. Данное упражнение можно повторять несколько раз.

3. Упражнение «Профессия — необходимое качество»

Ведущий называет профессию, участникам предлагается назвать необходимые качества, которыми должен обладать представитель данной профессии.

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 10

1. Знакомство со схемой

Участники знакомятся со схемой анализа профессий, разработанной Н.С. Пряжниковым.

2. Упражнение «Закодируй профессию»

Участники делятся на команды. Каждая команда должна закодировать какую-нибудь профессию по предлагаемой в Приложении 5 схеме. После этого командам надо отгадать, какую профессию закодировали их соперники.

3. Теоретический блок

При выборе профессии следует учитывать:
· Желания, интересы и склонности личности, то есть то, что можно обозначить словом хочу.
· Возможности личности — знания, способности, психологические особенности, состояние здоровья — могу.
· Запросы рынка труда, потребность в кадрах — надо.

4. Анализ по схеме

Участникам предлагаются 2–3 профессии, которые необходимо проанализировать в кругу по вышеописанной схеме (хочу — могу — надо).

5. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 11

1. Теоретический блок

Что такое профессиограмма? Это описание профессии, включающее в себя основные требования, предъявляемые профессией к личностным качествам человека.
Все профессиограммы построены примерно по такой схеме:
· название профессии;
· вид труда (ручной, механизированный, автоматизированный, интеллектуальный);
· предмет и продукт труда;
· знания и умения, необходимые для выполнения работы;
· условия работы;
· медицинские противопоказания;
· требования к человеку;
· пути получения профессии.

2. Упражнение

Каждому участнику предлагается выбрать наиболее привлекательную для себя профессию и составить для нее профессиограмму.

3. Игра в профессии

Один участник называет профессию, следующий по кругу должен назвать профессию на последнюю букву предыдущего слова.

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 12

Это занятие проходит в форме семинара. Тема: «Учебные заведения».
Желательно рассмотреть особенности обучения в ПТУ, техникуме, вузе и других учебных заведениях. На семинаре можно коснуться следующих вопросов: дневное, вечернее, заочное обучение; государственные и коммерческие учреждения; перспективы карьерного роста после получения образования и т.д.

ЗАНЯТИЕ 13

1. Теоретический блок

«Устраиваемся на работу по правилам».
Ведущий. Представьте себе, что вы уже определились в выборе профессии и получили образование. Сейчас я расскажу вам о некоторых правилах, которые можно использовать при устройстве на работу.
Как известно, первое впечатление во многом определяет ход дальнейших взаимоотношений. Это особенно важно, когда мы устраиваемся на работу. Работодатель прежде всего обращает внимание на анкету и автобиографию потенциального сотрудника. Какие же особенности этого процесса необходимо учитывать?
· Получая анкету для заполнения, попросите 2 экземпляра. Одна понадобится вам для черновика; окончательный вариант анкеты должен быть заполнен безукоризненно, без ошибок и опечаток.
· Не оставляйте незаполненной ни одну графу. Если ответы не имеют к вам отношения, пишите «нет», «не имеется», «не был» и т.д. Это даст понять, что вы не пропустили ни одного вопроса.
· Если некоторые вопросы касаются информации, которую вам не хотелось бы разглашать (например, о наличии судимостей), рекомендуется все же писать правду. Подобные данные легко проверить, и их сокрытие будет расценено не в вашу пользу.
· Постарайтесь зафиксировать в анкете ценную информацию, касающуюся вашей квалификации, причем не только по специальности, но и в других областях (умение пользоваться компьютером, факсом).
· Если нанимающая вас организация, изучив анкету, проявит к вам интерес, последует приглашение на собеседование. Готовясь к нему, необходимо избрать стратегию поведения. В центре ваших вопросов и ответов на собеседовании на первом месте должна быть фирма или организация, в которую вы устраиваетесь, а не зарплата.
Во время собеседования:
· Постарайтесь произвести благоприятное первое впечатление.
· Сохраняйте выдержку, держитесь непринужденно.
· Говорите четко и ясно. Не стискивайте руки, не теребите украшения, волосы.
· Отвечайте на вопросы, не уклоняясь. Избегайте односложных ответов, но не будьте слишком многословны.

2. Составление резюме

Участники составляют резюме по следующей схеме:

Ф.И.О.
Возраст
Образование
Желаемая вакансия
Опыт работы
Ваши навыки и умения
Ваши сильные и слабые стороны

3. Сюжетно-ролевая игра «Устраиваемся на работу»

Из группы выбираются 2 добровольца. Один будет устраиваться на работу, другой — проводить собеседование.

4. Обратная связь

ЗАНЯТИЕ 14

Участникам предлагается заполнить следующую анкету.
Что вам понравилось в тренинге?
Что вам не понравилось в тренинге?
Стали ли вы лучше понимать себя?
Определились ли вы в выборе профессии?
Нужна ли такая тренинговая программа, может ли она помочь в выборе профессии?

Ведущий и участники обмениваются мнениями о результатах тренинга.

Ирина КАБИНА,
Татьяна РАДЗИК,
педагоги-психологи,
Каширский специализированный
социально-реабилитационный центр
для несовершеннолетних «Семья»,
Московская область,
Каширский район, д. Лиды

 


Приложение 1

ПЕРЕЧЕНЬ ШУТОЧНЫХ ВОПРОСОВ
К МЕТОДИКЕ «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»

Что лично для вас более важно в жизни?
1. Автомобиль («мерседес») или здоровье (сила, выносливость)?
2. Друзья-иностранцы (богатые люди) или друзья-рабочие (простые люди)?
3. Красота (обаяние и модная одежда) или творческая работа (возможность создать что-то значительное)?
4. Вилла с бассейном или друзья-ученые (учителя, инженеры)?
5. Автомобиль («вольво») или красота (обаяние, дорогие наряды)?
6. Отдых в Италии (роскошный отель, полные карманы валюты) или пиво с воблой (общение с обычными людьми)?
7. Друзья-артисты (поэты, журналисты) или опасные приключения (жизнь, полная азарта)?
8. Красота (обаяние, привлекательность) или страстная любовь (готовы за вас жизнь отдать)?
9. Вера в Бога (покой души) или опасные приключения (масса событий, переживаний)?
10. Вилла с бассейном или друзья-артисты (богема)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценности вычтите 1.
11. Друзья-иностранцы или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души).
12. Друзья-рабочие (простые люди) или опасные приключения (азарт жизни)?
13. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или вас страстно любят (готовы за вас жизнь отдать)?
14. Здоровье (сила, выносливость) или творческая работа (возможность сделать что-то великое)?
15. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или вы сами влюблены (благородные, но безответные порывы души)?
16. Автомобиль («ситроен») или творческая работа (возможность проявить свои таланты)?
17. Вилла с бассейном или здоровье?
18. Вас страстно любят или вы сами влюблены?
19. Отдых в Италии или вера в Бога (покой души)?
20. Друзья-артисты (богема) или друзья-рабочие (простые люди)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 1, а из любой другой ценности вычтите 1.
21. Друзья-иностранцы (с валютой) или друзья-ученые (умные и интеллигентные, но без валюты)?
22. Вилла с бассейном (очень дорогая и хорошая) или пиво с воблой (душевные разговоры)?
23. Друзья-артисты (известные на всю страну) или вера в Бога (очищение души)?
24. Вилла с бассейном (роскошная!) или творческая работа (возможность познать истину, красоту)?
25. Отдых в Италии (белые пароходы, экскурсии по руинам) или вы сами влюблены (ваша душа страдает и блаженствует)?
26. Друзья-рабочие (простые люди) или вера в Бога (отпущение грехов)?
27. Автомобиль («тойота») или друзья-ученые (интересные, эрудированные люди)?
28. Друзья-иностранцы (бизнесмены) или красота (ваша волшебная привлекательность)?
29. Здоровье или пиво с воблой (и никаких забот)?
30. Вас страстно любят (ради вас готовы на все) или вера в Бога (счастье соприкосновения с Всевышним)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 2, а из любой другой ценности вычтите 2.
31. Вы сами влюблены (готовы на все ради любимого человека) или опасные приключения (незабываемые впечатления и переживания)?
32. Автомобиль («форд») или друзья-рабочие (очень простые, небогатые люди)?
33. Друзья-артисты (художники, поэты) или красота (обаяние, роскошные наряды, косметика)?
34. Друзья-иностранцы (Европа, Америка) или пиво с воблой (уважение крутых ребят и женщин)?
35. Друзья-ученые (воспитанные и образованные) или вера в Бога (очищение и благоговение)?
36. Здоровье или вас страстно любят?
37. Отдых в Италии или опасные приключения?
38. Друзья-ученые или друзья-рабочие?
39. Творческая работа (возможность воплотить себя в чем-то значительном) или вы сами влюблены (теряете над собой контроль, зато счастливы)?
40. Вилла с бассейном или вас страстно любят?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 10 вышеперечисленных ценностей 2, а из любой другой ценности вычтите 2.
41. Друзья-артисты (утонченные люди, «богема») или вы сами влюблены (вы узнали, что такое счастье)?
42. Отдых в Италии (роскошный отель, много валюты) или друзья-ученые (знают много удивительного и интересного)?
43. Друзья-иностранцы (могут пригласить к себе в гости) или творческая работа (возможность раскрыть свои таланты)?
44. Пиво с воблой (общение с нормальными людьми) или опасные приключения (возможность испытать себя)?
45. Здоровье (долголетие) или красота (все восхищаются вами)?
По своему выбору прибавьте к любой (одной) из 5 вышеперечисленных ценностей 3, а из любой другой вычтите 3.

БЛАНК ДЛЯ ОПРОСНИКА «КАК ПОЖИВАЕШЬ?»
Ценности Девушки Юноши
1 Автомобиль 7–12 6–14
2 Вилла с бассейном 7–14 9–12
3 Отдых в Италии 8–15 7–13
4 Друзья-артисты 9–12 4–11
5 Друзья-иностранцы 5–12 7–11
6 Друзья-ученые 6–10 6–14
7 Друзья-рабочие 4–8 9–12
8 Здоровье 8–16 15–20
9 Kрасота 9–17 9–14
10 Пиво с воблой (–3) – (–9) (–1) – (–9)
11 Творческая работа 5–2 5–11
12 Вас любят 12–18 10–15
13 Вы влюблены 6–14 8–14
14 Вера в Бога 2–13 5–17
15 Опасные приключения 6–13 6–12
ПРИМЕРНЫЕ НОРМЫ
ДЛЯ ОПРОСНИKА «KАK ПОЖИВАЕШЬ?»
Ценности Девушки Юноши
1 Автомобиль 7–12 6–14
2 Вилла с бассейном 7–14 9–12
3 Отдых в Италии 8–15 7–13
4 Друзья-артисты 9–12 4–11
5 Друзья-иностранцы 5–12 7–11
6 Друзья-ученые 6–10 6–14
7 Друзья-рабочие 4–8 9–12
8 Здоровье 8–16 15–20
9 Kрасота 9–17 9–14
10 Пиво с воблой (–3) – (–9) (–1) – (–9)
11 Творческая работа 5–2 5–11
12 Вас любят 12–18 10–15
13 Вы влюблены 6–14 8–14
14 Вера в Бога 2–13 5–17
15 Опасные приключения 6–13 6–12

 

Приложение 2

АНКЕТА

Ф.И.О.
1. Дата рождения ...
2. Какую профессию и учебное заведение вы выбрали?
      Профессия:
      Учебное заведение:
3. Какую профессию советуют вам выбрать?
      Родители
      Учителя
      Друзья
4. Какие школьные предметы вам нравятся больше всего?
5. Чем вы любите заниматься в свободное время?
6. Какая область деятельности вас больше интересует? (нужное подчеркнуть)
       a. Естественно-научная (математика, физика, химия, биология, медицина, геология,
       сельское хозяйство)
       b. Общественно-научная (история, философия, экономика, право)
       c. Гуманитарная (литература, журналистика, лингвистика, педагогика, психология)
       d. Искусство (музыкальное, театральное, изобразительное, вокальное)
       e. Определенные интересы отсутствуют
7. В каких кружках вы занимаетесь дополнительно?
8. В какой работе класса вы принимаете активное участие?
9. Какие профессии вас привлекают? Назовите их ...
10. Ваши отметки по следующим предметам:

Алгебра
Физика
Химия
Биология
География
История
Геометрия
Литература
Русский язык
Иностр. язык
Трудовое обучение
Черчение

 

11. Сколько времени вы делаете уроки?
12. Имеются ли у вас хронические заболевания?

 

Приложение 3

СТЕРЕОТИПЫ

и их примерное «отношение» к тем или иным ценностным ориентациям

Слабый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Сильный
Уступчивый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Упрямый
Замкнутый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Открытый
Зависимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Независимый
Черствый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Отзывчивый
Нерешительный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Решительный
Безответственный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Добросовестный
Неуверенный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Уверенный
Самостоятельный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Несамостоятельный
Невезучий 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Везучий
Нелюбимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Любимый
Глупый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Умный
Несправедливый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Справедливый
Невозмутимый 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Раздражительный
Неблагополучный 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Благополучный 

 

Приложение 4

МЕТОДИКА «САМООЦЕНКА»

Ценности Домо-
хозяйка
Верующий Пьяница Иностранец
в России
Преступник Творческая
личность
Деловой
человек
1 Автомобиль + 0 0 0 + 0 +
2 Вилла с бассейном + 0 0 + + 0 +
3 Отдых в Италии + 0 0 + + 0 0
4 Друзья-артисты + + + + + 0
5 Друзья-иностранцы + 0 0 0 + 0 +
6 Друзья-ученые 0 0 + 0 + +
7 Друзья-рабочие + 0 0 0 0
8 Здоровье + + + 0 0
9 Kрасота + + 0 + 0
10 Пиво с воблой 0 + + + 0 +
11 Творчество + 0 + +
12 Вас любят + 0 + + + + 0
13 Вы любите 0 0 +
14 Вера в Бога + + + 0
15 Опасные
приключения
+ + + +

 

Приложение 5

СХЕМА АНАЛИЗА ПРОФЕССИЙ

(перечень основных характеристик профессий)

Предмет труда:

1) животные, растения, (природа)
2) материалы
3) люди (дети, взрослые)
4) техника, транспорт
5) знаковые системы (тексты, информация в компьютерах)
6) художественный образ

Цель труда:

1) контроль, оценка, диагноз
2) преобразовательная
3) изобретательная
4) транспортирование
5) обслуживание
6) собственное развитие

Средства труда:

1) ручные и простые приспособления
2) механические
3) автоматические
4) функциональные (речь, мимика, зрение, слух)
5) теоретические (знания, способы мышления)
6) переносные или стационарные средства

Условия труда:

1) бытовой микроклимат
2) большие помещения с людьми
3) обычный производственный цех
4) необычные производственные условия (особый режим влажности, температуры, стерильность)
5) экстремальные условия (риск для жизни и здоровья)
6) работа на открытом воздухе
7) работа сидя, стоя, в движении
8) домашний кабинет

Характер общения в труде:

1) минимальное общение (индивидуальный труд)
2) клиенты, посетители
3) обычный коллектив (одни и те же лица)
4) работа с аудиториями
5) выраженная дисциплина, субординация в труде

Ответственность в труде:

1) материальная
2) моральная
4) за жизнь и здоровье людей
5) невыраженная ответственность

Особенности труда:

1) большая зарплата
2) льготы
3) «соблазны» (возможность брать взятки)
4) изысканные отношения, встречи со знаменитостями
5) частые командировки
6) законченный результат труда (можно полюбоваться)

Типичные трудности:

1) нервное напряжение
2) профзаболевания
3) распространены мат и сквернословие
4) возможность оказаться в тюрьме
5) невысокий престиж работы

Минимальный уровень образования для работы:

1) без специального образования (после школы)
2) начальное профессиональное образование (СПТУ)
3) среднее профессиональное образование (техникум)
4) высшее профессиональное образование (вуз)
5) ученая степень (аспирантура, академия)

ЛИТЕРАТУРА

Матвеева Л., Выбойщик И., Мякушкин Д. Практическая психология для родителей, или Что я могу узнать о своем ребенке. — М.: АСТ-ПРЕСС, Южно-Уральское книжное издательство, 1999.
Климов Е.А. Введение в психологию труда. — М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1998.
Пряжников Н.С. Игровые профориентационные упражнения. Методическое пособие. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997.
Пряжников Н.С. Ценностно-нравственные активизирующие опросники профессионального и личностного самоопределения. Методическое пособие 3. — М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЕК», 1997.
Резапкина Г. Я и моя профессия. Факультативный курс для учащихся 9-х классов.//Школьный психолог, № 14, 1999.
Шевандрин Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. — М.: ВЛАДОС, 1998.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх

Вслед за решением поступать в учебное заведение Вы отправляетесь подавать документы в приемную комиссию. Чтобы Вам было легче общаться с этой главной на этапе поступления , расскажу, как Вы должны действовать.

Реально абитуриент вплотную имеет дело с приемной комиссией при сдаче документов, получении аттестационного листа, при приятной (хотя и нервной) процедуре зачисления, если Вы поступили, и при неприятной (и гораздо более нервной) процедуре возврата документов, если не поступили.

Итак, Вы сдаете документы. Во-первых, не стоит откладывать это до последнего дня приема документов. Дело не только в том, что в последний день обычно бывает большой наплыв людей и приходится тратить массу времени в очереди. Главная причина: в Ваших документах могут содержаться какие-то неточности, чего-то может не хватать, а за один день исправить это не всегда удается.

На что же следует обратить внимание в документах?

Паспорт
В паспорте должны быть указаны четко все ваши персональные данные, в том числе регистрация. Очевидно, если Вы гражданин другой страны, то возникает целый ряд проблем. Все связанные с этим нюансы стоит заранее выяснить в той же приемной комиссии. Ну и конечно, сложно Вам будет, если регистрации по какой-то причине нет вообще...

Заявление.
Заявление заполнять по форме. Ознакомившись с данными, указанными в заявлении, Вы должны подписать его, в соответствующих местах, удостоверяя тем самым достоверность предоставленных данных в приемную комиссию.

Документ об образовании.
Внимательно проверьте, чтобы везде в документах Ваша фамилия была написана одинаково. Если Вы меняли фамилию, следует приносить необходимые документы (свидетельство о браке и т.п.). Обратите внимание на то, чтобы в этом документе, там, где нужно, стояли четкие печати и подписи, были указаны место и дата выдачи, чтобы номер на вкладыше с оценками (если таковой имеется) совпадал с номером на основном документе, чтобы в аттестате стояли все необходимые оценки.
Разрешено вместо оригиналов документов об образовании сдавать в приемную комиссию их заверенные копии. Копии можно заверить нотариусом или в приемной комиссии при наличии подлинника, поэтому позаботьтесь о заверении копии заблаговременно.

Свидетельство ЕГЭ
Сверьте, пожалуйста, чтобы в свидетельство были внесены верно Ваши: фамилия, имя, отчество, данные паспорта, предметы и результаты ЕГЭ, а так же присутствовали подпись руководителя и печать образовательного учреждения, где вы сдавали ЕГЭ.

Фотографии.
Требуется 6 фотографий размером 3х4 на матовой бумаге. Одна из этих фотографий будет наклеена на экзаменационный лист, в котором будут учтены все ваши вступительные испытания.

Медицинская справка.
Абитуриентам в поликлиниках выдается справка по форме 086/у. Справка должна выдаваться обязательно по месту жительства, датироваться текущим годом, иметь подписи всех врачей, печати. На момент подачи заявления она не требуется, но предоставляется в медицинский пункт после зачисления.

Лица, имеющие льготы для поступления, определенные "Порядком приема в государственные образовательные учреждения", предоставляют также соответствующие документы, подтверждающие право на получение льгот.

Успешной сдачи документов Вам! Смелее отправляйтесь в приемную комиссию нашего колледжа!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх

Планирование профессионального будущего - одна из важнейших задач, стоящих перед молодым человеком в начале его жизненного пути. От того, насколько успешно будет решена эта задача, зависит очень многое.

Действительно, кто как не сам человек, выпускник, наиболее заинтересован в том, чтобы сознательно спланировать свой профессиональный путь, точно определить ту профессию или специальность, которая принесет наибольшее удовлетворение, станет любимым делом на всю жизнь. Чтобы самоопределиться, полнее понять свои желания, склонности и способности и на этой основе принять свободное независимое решение о дальнейшей профессиональной карьере, необходимо ответить для себя на многие вопросы, главными из которых являются следующие:
 - что такое рынок труда и как быть конкурентоспособным на нем;
 - на что следует ориентироваться в своем выборе профессии;
 - каковы мои склонности и способности и в каких профессиях они проявятся лучше всего;
 - как успешно "продать" свои рабочие качества, профессиональные умения на рынке труда.

Что же такое профессия? Профессия (лат. professio от profiteer - объявляю своим делом) - это род трудовой деятельности, являющийся обычно источником существования и требующий наличия определенных знаний. Также, это признак, который характеризует категорию людей, занимающихся определенным видом трудовой деятельности.

Чтобы ориентироваться в мире профессий, мы предлагаем вам классификацию профессий по типам и классам.

Тип профессии указывает на предмет труда, то есть на то, с чем человеку приходится иметь дело в процессе своей профессиональной деятельности. Предметом труда могут быть другие люди, техника, информация, художественные произведения или природа.

Класс профессий указывает на характер труда, то есть на степень сложности и требуемой квалификации человека. Характер труда может быть исполнительным или творческим.

По «предмету труда» можно выделить пять типов профессий.

1. Тип "человек - человек" объединяет профессии, связанные с медицинским обслуживанием (врач, медсестра, санитарка), обучением и воспитанием (воспитатель, няня, учитель, преподаватель, тренер), бытовым обслуживанием (продавец, проводник, официант), правовой защитой (юрист, следователь, участковый инспектор). Профессии этого типа предъявляют высокие требования к таким качествам работника, как умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать состояние людей, оказывать влияние на других, проявлять выдержку, спокойствие, доброжелательность.

2. Тип "человек - техника" объединяет профессии, связанные с созданием, монтажом, сборкой и наладкой технических устройств (каменщик, монтажник, сварщик, инженер-конструктор), эксплуатацией технических средств (водитель, кочегар, машинист кранов, токарь, швея-мотористка), ремонтом техники (слесарь-ремонтник, механик, электромонтер по ремонту оборудования). Профессии этого типа требуют от работника высокого уровня развития наглядно-образного мышления, пространственных представлений, технической осведомленности и сообразительности, хороших двигательных навыков, ловкости.

3. Тип "человек - знаковая система" объединяет профессии, связанные с текстами (корректор, машинистка, переводчик, библиотекарь), с цифрами, формулами и таблицами (программист, экономист, бухгалтер, кассир), с чертежами, картами, схемами (штурман, чертежник), со звуковыми сигналами (радист, телефонист). Профессии этого типа требуют от человека способности к отвлеченному мышлению, оперированию числами, длительному и устойчивому сосредоточению внимания, усидчивости.

4. Тип "человек - художественный образ" объединяет профессии, связанные с созданием, проектированием, моделированием художественных произведений (художник, журналист, модельер, композитор), с воспроизведением, изготовлением различных произведений искусства по эскизу, образцу (ювелир, актер, закройщик, реставратор, столяр-краснодеревщик, цветовод-декоратор). От человека в профессиях этого типа требуется развитый художественный вкус, высокая эстетическая чувствительность, богатое и яркое воображение.

5. Тип "человек - природа" объединяет профессии, связанные с изучением живой и неживой природы (микробиолог, агрохимик, геолог), с уходом за растениями и животными (лесовод, овощевод, зоотехник), с профилактикой и лечением заболеваний растений и животных (ветеринар). Этот тип профессий предполагает наличие у человека хорошей наблюдательности, способности ориентироваться в условиях непредсказуемости и отсроченности результатов, умения менять цели в зависимости от условий, выносливости и терпеливости к недостатку комфорта в работе.

По "характеру труда" выделяются два класса профессий.

А) Профессии исполнительского класса связаны с выполнением решении, работой по заданному образцу, соблюдением имеющихся правил и нормативов, следованием инструкциям, стереотипным подходам к решению проблем (агент, медсестра, продавец, приемщик заказов, социальный работник, машинист, оператор, станочник, плотник, кассир, машинистка, телефонист, парикмахер, озеленитель). В большинстве случаев профессии этого класса не требуют высшего образования.

Б) Профессии творческого класса связаны с анализом, исследованиями, испытаниями, контролем, планированием, организацией и управлением, конструированием, проектированием, разработкой новых образцов, принятием нестандартных решений, требуют независимого оригинального мышления, и, как правило, высшего образования (врач, менеджер, референт, психолог, учитель, юрист, инженер, экономист, математик, архитектор, физик).

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх

Почему человек выбирает, или хочет выбрать ту или иную профессию? Исследования показали, что люди, впервые выбирающие себе профессию, хотят, чтобы эта профессия:
 - была престижной,
 - хорошо оплачивалась,
 - имела хорошие условия труда,
 - ее легко можно было приобрести,
 - она соответствовала желанию родителей,
 - можно было бы учиться или работать с друзьями,
 - была интересной,
 - соответствовала способностям и возможностям человека
 - можно было бы найти работу по специальности.

Молодые люди, выбирая профессию, в первую очередь ориентируются на следующие признаки.

Большинство хотят, чтобы профессия была престижной. Чтобы, став представителями этой профессии, вы автоматически стали уважаемыми людьми. Однако, следует иметь в виду, что общественное признание профессий существенно меняется со временем. Многие люди хотели бы приобрести любую профессию, лишь бы она хорошо оплачивалась. Однако, они часто забывают о том, что оплачивается не профессия, а профессиональный уровень и занимаемая должность. Среди причин выбора профессии часто ставят условия труда. Это существенное основание, но оно также больше связано с местом работы, а не с профессией. Одним из мотивов выбора профессии является доступность обучения. Это одна из самых распространенных ошибок молодых людей при выборе профессии. Часто приобретают ту профессию, которую легче приобрести: учебное заведение поближе к дому, конкурс меньше. Ориентируясь только на доступность обучения, можно сильно ограничить возможности профессионального выбора.
Крайне неудачная причина выбора профессии, связанная с желаниями родителей или советами близких людей. К сожалению, приходится признать, что большинство родителей знает мир профессий лишь ненамного лучше своих детей. Да и в ваших профессиональных возможностях они ориентируются очень слабо.
Еще менее основательная причина выбора профессии, связана с примером других людей. Это бывает тогда, когда человек поступает в учебное заведение за компанию с кем-нибудь. В этом случае ты выбираешь себе профессию в соответствии с интересами и способностями своих друзей или приятелей, а не со своими собственными.

А вот теперь о более обоснованных желаниях.

Причина, по которой люди обоснованно выбирают себе профессию, это интерес к ее содержанию. И это одна из наиболее веских причин профессионального выбора. Если человеку нравится содержание труда, то он более охотно будет работать, повышать свою профессиональную квалификацию, завоевывать авторитет у окружающих и в конечном счете больше зарабатывать. Важная причина выбора профессии – это собственные возможности, к освоению этой профессией (способности, здоровье). И только на девятом месте среди причин выбора профессии люди называют возможность трудоустройства. Когда человек выбирает себе профессию первый раз, он, к сожалению, очень редко задумывается над тем, пользуется ли эта профессия спросом у работодателей, легко ли будет найти себе работу по этой специальности. А потом оказывается, что, окончив учебное заведение и получив диплом, человек остается без работы, даже ни дня не проработав по своей специальности.

Подумай, обоснованы ли мотивы твоего профессионального выбора?

Для того, чтобы правильно выбрать себе профессию, необходимо сориентироваться всего в трех вещах.

Во-первых, определить, каковы ваши профессиональные интересы и склонности. Кратко мы называем это "ХОЧУ".

Во-вторых, оценить, каковы ваши профессионально важные качества: здоровье, квалификация и способности, которые определяют, в конечном счете вашу профессиональную пригодность и возможности. Проще говоря, это "МОГУ".

В-третьих, узнать, какие профессии пользуются спросом на рынке труда у работодателей, по каким профессиям можно найти себе работу. Иначе говоря, каково сегодня "НАДО".

Если вы сумеете совместить "ХОЧУ", "МОГУ" и "НАДО", то ваш профессиональный выбор будет удачным. Иными словами, задача заключается в том, чтобы найти профессию, которая:
 - интересна и привлекательна,
 - соответствует способностям,
 - пользуется спросом на рынке труда.

Уровни образования в нашей стране определены «Законом об образовании в РФ». В соответствии с этим законом, образование в нашей стране делится на общее и профессиональное.

Основное общее включает три ступени: начальное общее, основное общее (9 классов) и полное общее (11 классов).

Профессиональное образование бывает начальным, средним и высшим. Начальное профессиональное образование дает возможность стать квалифицированным работником практически по любой профессии исполнительского класса. Его можно получить в профессиональном училище и лицее.

Среднее профессиональное образование позволяет стать специалистом среднего звена по большинству профессий исполнительского и творческого класса. Его можно получить в колледже и техникуме.

Высшее профессиональное образование позволяет стать специалистом в по любой профессии творческого класса но основе имеющегося полного общего или среднего профессионального образования. Получают, высшее профессиональное образование в институтах, университетах, академиях.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх

Ты встал перед выбором собственного пути, по которому надо будет идти?

Выбор будущей профессии - это серьезный и ответственный шаг в жизни каждого человека, требующий подготовки и знаний, времени на раздумья, и не терпящий легкомысленности.

Почему? Да потому, что от того, правильно ли вы выберите свою будущую профессию, будет зависеть вся ваша дальнейшая взрослая жизнь.

Правильный выбор профессии – это уверенность, душевное равновесие и материальное благополучие во взрослой жизни.

Неправильный выбор профессии приводит к тому, что многие люди оказываются недовольны избранной сферой деятельности, и как следствие - уровнем и качеством своей жизни, степенью профессиональной реализованности, своим душевным состоянием.

Стратегия выбора профессии и планирование профессиональной карьеры должны стать обязательными этапами, способствующими профессиональному самоутверждению молодого человека.

Вашему вниманию предлагаются презентации и профессиограммы профессий колледжа, расположенные на сайте нашего колледжа.

Цель данных презентаций - активизация профессионального самоопределения и осознание собственных возможностей и внутренних резервов для профессионального и карьерного роста.

Наш колледж Вас ждет!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх

Профессиональная деятельность занимает одно из ключевых мест в жизни человека. Многим девятиклассникам предстоит задуматься над проблемой выбора профессии уже сейчас. Пришло время узнать об учебных заведениях г. Мичуринска.

К окончанию девятого класса многие ребята еще не знают, нужно им высшее образование или нет. Будьте честны с собой – если Ваши знания не на высоте, стоит ли тратить деньги на репетиторство, время и силы на поступление в ВУЗ, в котором Вам просто невозможно будет учиться. Не бойтесь покинуть школу после 9 класса, если Ваши оценки "натянуты". Не стоит развивать в себе комплекс неполноценности и через силу тянуться за остальными. Но нельзя ни в коем случае бросать обучение. Обучаясь в профессиональном учебном заведении, получите при этом специальность. В наше время престижные рабочие специальности требуют хороших знаний.

Автослесарем в мастерскую по диагностике и ремонту автомобилей, какие бы золотые руки у Вас не были, возьмут человека, знающего компьютер. На курсы бухгалтеров и секретарей-референтов, даже платные, не возьмут без диплома о законченном среднем образовании.

Как правило, выбор профессии отталкивается от трех точек: "Хочу", "Могу", "Надо". "Хочу" – свои склонности и "Могу" – свои способности можно выяснить с помощью школьного психолога, если сложно это сделать самостоятельно. "Надо" – это знание рынка труда, то есть какие профессии пользуются наибольшим спросом. Выпишите те, которые встречаются чаще и спроецируйте на свои склонности и способности. Это поможет сделать Вам правильный выбор профессионального пути.

И учитесь, учитесь. Молодость – самое благодатное время для получения знаний. Опыт показывает, что человек, имеющий много навыков и разносторонне развитый, находит работу легче и быстрее, чем узкий специалист.

Наш колледж Вас ждет!

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- вверх